Обзор альбома группы The Pentangle «Basket of Light» в рамках марафона «1001 альбом».

Есть альбомы, поражающие с первых нот. К последней ноте тебя просто сшибает с ног, ты не можешь поверить, что раньше не слышал этой музыки. И твоя жизнь изменилась. Я не говорю о событиях или определенных вещах в твоей жизни. Что-то изменилось в душе, не важно как ты это оцениваешь – положительно или отрицательно.

Наверняка у каждого найдется фильм, книга, картина, а может, анекдот, навсегда изменивший твою жизнь.

Однако, существует ещё и другая категория художественных произведений. Её представители производят на тебя благоприятное впечатление, при этом, умудряясь зацепиться за извилину в голове и призывать обратиться к себе снова и снова. Ты не можешь противиться и через некоторое время полностью оказываешься в атмосфере этого произведения, оно прочно вошло в твою жизнь. Эмоции не бьют через край, как в первом случае, но глубина воздействия на твоё сознание бывает и посильнее.

Именно ко второй категории я отношу альбом «Basket of Light» группы Pentangle.

The Pentangle – Basket Of Light (1969, Vinyl) - Discogs

1. Light Flight 3:14
2. Once I had a Sweetheart 4:37
3. Springtime Promises 4:04
4. Lyke Wake Dirge 3:32
5. Train Song 4:43
6. Hunting Song 6:41
7. Sally Go Round the Roses 3:34
8. The Cuckoo 4:26
9. House Carpenter 5:27

Вообще, чтобы хоть как-то понять, какое впечатление на тебя произвело произведение, нужно его посмотреть-прочитать-послушать хотя бы 2-3 раза (если сразу очень не понравилось, не стоит себя мучить, если ты конечно не делаешь это с определенной целью, как я). Тогда ты либо его навсегда выкинешь за борт, либо спокойно будешь изредка вспоминать, либо оставишь рядом с собою.

«Basket of Light» остался со мной.

«Пентаграммеры» искусно связали традиционную британскую песенную традицию со всем, что было популярно тогда: джазом, блюзом, индийской рагой, психоделией. И это было необычно, поэтому их музыка пользовалась большой популярностью. The Pentangle, несмотря на наличие двух гитаристов, не играли бешеный драйв в духе гитарных богов. Более того, традиционная бас-гитара была заменена контрабасом. Роком в чистом виде и не пахнет. Их музыку можно охарактеризовать словами камерность, прозрачность,

Первая песня, она же самая известная – Light Flight, – подтверждает отточенный вкус музыкантов. Мелодия в духе народных английских баллад наложена на ломаные ритмы джаза, чем-то напоминающие Take Five квартета Дейва Брубека. Кристально чистый голос с шотландским переливающимся акцентом (как мне нравится это “r” произносимое после гласных в словах, где обычно англичане тянут гласную, например в слове mark) ведет неторопливое повествование о чем-то метафизичном, контапунктируя с самим собой, создавая впечатление, что существует и другое, скрытое течение жизни.

Pentangle | Vintage Guitar® magazine

Вокалистка Джеки Макши невероятно хороша и разнообразно, что отличает ее от многих фолковых певиц, которых скучно слушать из-за вечной меланхолии, диктуемой стилем. Она не только потрясающе поёт традиционный материал, но и умеет обращаться с более попсовым материалом. Как например в Sally Go Round the Roses. Или джазовый прием scat в Train Song.

Вообще, меня поразило, насколько здорово подобран материал, и как он аранжирован. Уже на второй песне можно было впасть в тоску, слушая как бы продолжение первой песни (по духу), но уже с любовной девичьей лирикой, если бы не психоделическая партия ситара. Получилась расширяющее сознание баллада, под которую можно и помедитировать. Шотландская мантра если хотите.

Хороший альбом хорош тем, что запоминается целиком, а не одной-двумя песнями-хитами. Но альбом The Pentangle «Basket of Light» вряд ли был хорошим, не разбавь девичье сопрано мужским голосом, в котором можно услышать грусть, боль многовековой истории простого народа и конечно же, а как же без этого, любовь к виски. Голоса Берта Дженша и Джона Ренборна не так выразительны, но здесь это и не нужно. Песни, исполняемые ими – Springtme Promises, Train Song – собственно, об этом.

Ещё раньше я слушал другой альбом The Pentangle «Cruel Sister», и мне тогда очень понравилось многоголосие, создаваемое группой. Оно не такое, как у битлоподобных групп или американских doo-wap-коллективов. Совсем другое восприятие. Традиционную английскую балладу Lyke Wake Dirge так и спели на три голоса, не понятно, правда о чем, потому как на староанглийском. Но для такого чайника как я, чтобы улететь в стратосферу – больше и не надо.

Завершает альбом, как и положено большому альбому, grand finale в виде народной песни House Carpenter. Аранжировку я бы назвал квинтэссенцией всех идей альбома. На ней соединился Восток и Запад в виде банджо и ситара. Блюграсс, рага и английская баллада – вот об этом мой стишок, так сказать, на посошок.

Тихая, изысканная, немного меланхоличная музыка «Basket of Light» произвела на меня большое впечатление. Идей, скрытых в музыке группы, слишком много, чтобы суметь проанализировать и оценить за три раза. А заодно и получать удовольствие, которое гарантировано на долгое время вперёд, ибо возвращаться я буду не раз и не два.

p.s. Гитаристы найдут много интересного в альбоме, потому что по игре Дженша и Ренборна, считаю, нужно изучать акустическую гитару. Они виртуозы, но не в смысле выплевывания нот со скоростью пулемета, но в подаче материала, обыгрывании тем.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии