Обзор альбома группы Soundgarden «Superunknown» в рамках марафона «1001 альбом».

Середина девяностых – лично для меня, последняя эпоха, когда была масса действительно интересной музыки. Закончилась она в году 1997-м, началась в 1992-м (я говорю только о себе), когда в Алма-Ате появилась первая FM-радиостанция. И на слушателей хлынул поток самой разной музыки.

До FM-радио я слушал только старый рок, попсу терпеть не мог, современный рок я за музыку не считал.

И тут я понял, что ошибался. Кроме классического рока в мире можно найти много чего любопытного, надо быть внимательным. Начало девяностых ознаменовалось бумом гранджа. Альбомы Металлики, Нирваны, Guns’N’Roses, Pearl Jam, RHCP открыли глаза на новый мир. И всё стало новым: появились новые страны, новые порядки, ценности.

Что говорить про подростка? Помимо социально-экономических проблем, «красок» жизни добавляли типичные проблемы пубертатного периода. И вот на такую благодатную почву легла мрачная музыка грандж-групп. Услышав по радио хиты Pearl Jam и Nirvana, а позднее Soundgarden и Stone Temple Pilots, я стал собирать их альбомы.

Из всех сиэтлских групп самой любимой стала Pearl Jam (к Нирване я равнодушнее отнесся, Alice in Chains вообще мимо прошли), а самым любимым альбомом – Superunknown.

Superunknown - Wikipedia

1. «Let Me Drown» (Cornell) 3:51
2. «My Wave» (Cornell, Kim Thayil) 5:12
3. «Fell on Black Days» Cornell 4:42
4. «Mailman» (Matt Cameron, Cornell) 4:25
5. «Superunknown» (Cornell, Thayil) 5:06
6. «Head Down» (Ben Shepherdl) 6:08
7. «Black Hole Sun» (Cornell) 5:18
8. «Spoonman» (Cornell) 4:06
9. «Limo Wreck» (Cameron, Thayil) 5:47
10. «The Day I Tried to Live» (Cornell) 5:19
11. «Kickstand» (Thayil, Cornell) 1:34
12. «Fresh Tendrils» (Cameron, Cornell) 4:16
13. «4th of July» (Cornell) 5:08
14. «Half» (Shepherd) 2:14
15. «Like Suicide» (Cornell) 7:01
16. «She Likes Surprises» 3:17

В книгу про 1001 альбом предсказуемо Нирвановские альбомы включены для обязательного прослушивания, Suprunknown тоже, а также первый альбом Pearl Jam (хотя мне больше всего нравится второй). Я еще раз убедился, что основой всяких подобных рейтингов зачастую бывают продажи пластинок, а не художественная ценность. Нет, я ничего плохого про большинство альбомов из книги не скажу, но если бы авторы не включили этот альбом, стопроцентно можно было покрутить пальцем у виска: первое место в хит-параде и рекордные тиражи вам, ребята, не указ что ли?

Интересно сравнить впечатления от прослушивания Superunknown сейчас и те, что были 15-20 лет назад. Давно не слушал эту запись, поэтому решил поставить её в плеер и поностальгировать по прыщаво-депрессивной юности.

Разница оказалась ощутимой. Раньше темы одиночества, депрессии, отчужденности, фрустрации были очень актуальны, поэтому я слушал эту музыку с особым, даже мазохистским, наслаждением. Темы были очень созвучны моему житию-бытию. Хотя, они в какой-то степени помогали держаться, развиваться, ставить цели и просто жить. Да, точно! Несмотря на свою явную «невеселость», вдоволь поколбасившись под вещи типа Let Me Drown или My Wave, становилось легче, негатив уходил и можно было расслабиться.

Но и тогда, и сейчас я могу точно сказать, что на диске есть несколько шедевров! Black Hole Sun? Естественно! Крису Корнеллу удалось попасть в стан народных авторов (я об этом писал в статье про Machine Head группы DP). Эту песню знают многие, потому что ее любят крутить по радио и наряду с Nothing Else Matters, Under the Bridge и ещё чем-нибудь.

Однако, есть в Superunknown ещё Like Suicide (немного пафосная, но очень эмоциональная музыка, немного по структуре Kashmir напоминает), The Day I Tried to Live (сложный размер, пробивающий мозг басовый ритм, отчаяние в голосе Корнелла), Spoonman, 4th of July (саббатоподобная) и Fell on Black Days (опять восточный мотивы). Первая – особенно хороша. Вообще, чем отличались Soundgarden от других групп, это и использованием размеров, отличных от прямолинейного 4/4. Практически во всех из них сложный ритм, что при незаурядной мелодике – шик высшего класса.

А мелодизм песен Superunknown на фоне размытых гитарных пассажей в духе Sonic Youth и вязких риффов а-ля Black Sabbath – фирменный стиль Soundgarden. И цеппелиновские заыгрывания с Востоком. На предыдущем альбоме Badmotorfinger саунд был мрачнее, тяжелее, вязче. Здесь же появилась какая-то легкость – не в плане звука – внутри самих композиций есть воздух, который и позволяет воспринимать музыку без тотального загруза.

Хотелось бы отметить короткую, но бодрую Kickstand, забавную Half с вокалом басиста и восточными мотивами, а также She Likes Surprises.

Хочется отметить работу барабанщика Мэтта Кэмерона. Он играет очень интенсивно. В современной мейнстримовой музыке это редкость. Такие брейки из современных барабанщиков популярных групп на моей памяти редко кто выдавал (Майк Портной не в счет).

Крис Корнелл? А что Крис Корнелл? Это его бенефис, он автор большинства песен. Вокалист он фантастический, по диапазону, напору, выразительности. Эти его пикирования с октавы на октаву, эмоциональный надрыв – он всем этим умеет пользоваться.

Superunknown – выдающийся альбом Soundgarden, в нём нет проходных вещей. Тем и хорош.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии