Обзор одноимённого второго альбома группы Blood, Sweat & Tears 1968 года в рамках марафона «1001 альбом».

Chicago и Blood, Sweat & Tears часто ассоциируются друг с другом как родственные группы в силу наличия духовой секции. Ещё их называют пионерами джаз-рока и брасс-рока. Больше их ничего не связывает. Абсолютно разный звук, совершенно иной подход. Chicago были группой единомышленников, BS&T – сообщество звёзд. Поэтому и состав у последних менялся часто, что не могло не сказаться на качестве альбомов.

Blood, Sweat & Tears 1968

Line-up:
David Clayton-Thomas — lead vocals except as noted
Lew Soloff — trumpet, flugelhorn
Bobby Colomby — drums, percussion, vocals
Jim Fielder — bass
Dick Halligan — organ, piano, flute, trombone, vocals
Steve Katz — guitar, harmonica, vocals (lead vocals on «Sometimes In Winter»)
Fred Lipsius — alto saxophone, piano
Chuck Winfield — trumpet, flugelhorn
Jerry Hyman — trombone, recorder

Track-list:
1. «Variations on a Theme By Erik Satie» (1st and 2nd Movements) – 2:35
Adapted from «Trois Gymnopédies»; arr. by Dick Halligan
2. «Smiling Phases» (Steve Winwood, Jim Capaldi, Chris Wood) – 5:11
3. «Sometimes in Winter» (Steve Katz) – 3:09
4. «More and More» (Vee Pee Smith, Don Juan) – 3:04
5. «And When I Die» (Laura Nyro) – 4:06
6. «God Bless the Child» (Billie Holiday, Arthur Herzog Jr.) – 5:55
7. «Spinning Wheel» (David Clayton-Thomas) – 4:08
8. «You’ve Made Me So Very Happy» (Berry Gordy Jr., Brenda Holloway, Patrice Holloway, Frank Wilson) – 4:19
9. «Blues — Part II» (Blood, Sweat & Tears) – 11:44
Interpolating «Sunshine of Your Love» (Jack Bruce, Pete Brown, Eric Clapton) and «Spoonful» (Willie Dixon)
10. «Variations on a Theme By Erik Satie» (1st Movement) – 1:49

Разочаровавшись в скромном успехе первого альбома, группу покинул основатель BS&T Эл Купер. Функции музыкальных руководителей и клавишников взяли на себя тромбонист Дик Халлиган и саксофонист Фред Липсиес. Появление вокалиста Дэвида Клейтон-Томаса можно сравнить с  покупкой гаубицы, уничтожающей любую цель. Такой жирный сочный голос, весь посыпанный песком, идеально лёг на изысканную фактуру, создаваемую аранжировщиками Липсиесом и Халлиганом. По мощи и выразительности я бы сравнил его с Робертом Плантом – но брутальнее и приземлённее.

То, что в команде собрались именитые джазмены, означает музыкальную искушенность, мастеровитую легкость в прочтении материала. Про виртуозность я вообще молчу. С таким подбором музыкальных кадров решались все проблемы, кроме одной. Уход Купера обескровил авторский потенциал группы. Ни старички, ни новички не смогли написать достаточно хороших вещей на целую пластинку, поэтому второй (одноименный) альбом стал образцом блестящей интерпретации блестящей музыки. Согласитесь, превосходство интерпретации над оригиналом – очень редкое явление. BS&T – манифест аранжировки и исполнения, что не могли не оценить ни публика, ни специалисты. Большой тираж, самые главные Грэмми по итогам 1969 года тому подтверждение.

Собственных вещей на альбоме всего 3 (из 10), зато какие это вещи! Spinning Wheel сразу стала хитом и классикой. Простой рок-боевик превратился в акробатический номер с парящим рыком вокалиста сквозь пламя экзальтированных духовых. Аранжировщик Фред Липсиес вспоминал, что вступлением хотел сымитировать звуки нью-йоркского автотранспорта и спародировать манеру игры саксофониста Кинга Кертиса, повторяющего одну ноту в быстром синкопированном ритме.

Sometimes in Winter чуть ли не самая любимая вещь на альбоме. Несмотря на название, её
тема очень осенняя… так и представляешь как легкий ветерок голосов взвивает листья с деревьев.

Десятиминутная Blues Improvisation – единственная вещь, в которую я не врубился. Как будто просто заполнили не достающий до полного диска объем.

Остальной материал насколько разнообразен сам по себе, настолько однороден в рамках доктрины альбома – развернутые джазовые номера с мощной инструментовкой. Открывающая и закрывающая первое действие God Bless the Child – нежная баллада Билли Холлидей в устах Клейтон-Томаса получилась одой отчаянию. Психоделическая Smiling Phases от группы Traffic и баллада в стиле соул You Made Me So Very Happy Бренды Холлоуэй у BS&T отличаются отточенной драматургией, со своей затравкой, кульминацией и развязкой. And When I Die вообще трудно отнести к какому-то жанру – там сразу и кантри, и водевиль, и фанк, блюз и прекрасная поэзия от автора песни Лоры Ниро.

Самая интригующая с точки зрения концепции на мой взгляд – обработка произведения французского композитора Эрика Сати. Вкрадчивое вступление, вулканическое развитие всё равно не дает возможности понять, что будет происходить дальше. От оригинала настолько далеко, насколько возможно. Кстати, Грэмми за неё весьма заслуженная.

Второй альом Blood, Sweat & Tears – это прекрасные мелодии, выдающаяся аранжировка, Голос и сумасшедшая импровизация – вот что такое BS&T.

p.s. А еще, как я уже упоминал, альбом сильно напоминает цирковое представление. Но это уже из детских впечатлений и мультфильма «Ну погоди». Оркестровая аранжировка Spinning Wheel попала в однй из серий.

pp.s. Живьём слушать BS&T вообще отпад! Как настоящие джазмены, они никогда не играли композиции точно так же, как на пластинке. Всегда импровизация, всегда что-то новенькое.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии