В марте 2012 года три девицы под окном устроили панк-молебен, за что их посадили в тюрьму. Одну, правда, выпустили. Я не собираюсь обсуждать их поступок – давайте пройдёмся по истории и посмотрим, как разные музыканты новейшего времени в разных странах высказывались на социальные, политические и религиозные темы и какие последствия за это имели. Холивары полыхали нешуточные, иногда музыкант за свою гражданскую позицию мог поплатиться и жизнью. В общем, тема сегодня – музыка протеста.
Dislclaimer: этим постом ни к чему не призываю. Просто воспроизвожу историю, а выводы каждый делает сам.
Рок-н-ролл - музыка протеста
Рок-н-ролл – музыка протеста

Я составил список 10 самых показательных, на мой взгляд, политических перформансов за последние 50 лет, учинённых музыкантами. Список легко можно расширить, ибо рок-н-ролл (чаще всего, но и хип-хоп не стоит забывать) изначально предполагался и как музыка протеста. Добавьте к этому жидкости с содержанием спирта и прочие химические вещества, еженощно промывающие и без того хрупкий рок-н-рольный мозг, и выбор форм протеста иногда заставляет рыдать от восторга.

Итак, начнём.

1.  Джон Леннон: “Битлз популярнее Иисуса Христа”, 1966 год, «Bed-Ins», 1969 год и многое другое

Первая позиция сама собой напрашивалась. Может, вы сто раз слышали эту историю, но тем не менее. Леннон – величайший тролль от рок-н-ролла. Троллить прогнившее западное общество начал с детства, однако впервые громко о себе заявил осенью 1963 года на концерте перед членами королевской семьи.

Но первый громкий скандал по вине Леннона разразился в марте 1966 года. В интервью лондонской газете Evening Standard Леннон без всякого умысла высказал свои мысли о религии:

Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне.

Далее процитирую описание и без того всем известных событий (из Википедии и книги Джона Винера «Вместе! Джон Леннон и его время»):

В Великобритании на эту фразу никто не обратил внимания, но когда через пять месяцев вырванную из контекста фразу о том, что The Beatles популярнее Христа, американский журнал «Datebook» поместил на обложку, в США начался скандал. На юге страны, жители которой известны своей религиозностью, публично сжигали пластинки The Beatles, радиостанции прекратили транслировать их песни. Даже в Ватикане осудили заявление Леннона (в 2008 году, впрочем, Ватикан простил музыканта, заявив, что его фразу можно расценивать как «остроту»). Вместе с тем, битлы готовились к турне по США.

На пресс-конференции в Чикаго в августе 1966 года американские журналисты накинулись на Леннона, требуя от него извинений за оскорбление религиозных чувств американских граждан.

«Если бы я сказал, что телевидение популярнее Иисуса, на это не обратили бы внимания… Но что сказано, то сказано, и я признаю, что был не прав или неправильно понят, и теперь давайте об этом забудем», – сказал он.

Репортеров этот ответ не удовлетворил. Леннону задали следующий вопрос: «Готовы ли вы принести извинения?» Джон начал опять: «Я не против Бога, не против Христа, не против религии. Я же не утверждаю, что мы лучше или важнее. Я и сам верю в Бога, но не как в некое существо, не в старика на небесах. Я верю: то, что люди называют Богом, находится внутри нас. Я верю: всё, что говорили Иисус, Магомет, Будда и все прочие, – это все верно. Просто их слова не всегда правильно переводили. Я же не имел в виду, что «Битлз» лучше Бога или Иисуса. Я упомянул о «Битлз», потому что мне просто легче говорить именно о «Битлз»».

Репортеры продолжали наступать: «Вы сожалеете о том, что сказали по поводу Христа?» – «Я не говорил того, что мне приписывают… Я сожалею, что сказал так, – правда. Я не думал, что это будет воспринято как грубое антирелигиозное заявление… Я прошу прошения, если уж вам именно это так хочется услышать. Я до сих пор не понимаю, что же я такого сказал. Я пытаюсь вам все объяснить, и если вам уж так хочется и вас это успокоит, то ладно – я прошу прошения…»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Леннон,_Джон

Вроде бы со временем об этом все благополучно позабыли. Но Леннон не забыл и не простил и продолжил свои нападки на ханжескую мораль «цивилизованного» общества: бед-ины, жёлуди, мешки, участие в демонстрациях, возврат ордена… много чего было. И по ходу дела развалил битлов. А потом… а потом наступил 1980 год.

2. Эрик Клэптон: «Англия – для белых», 1976 год

Вот уж от кого никто не ожидал услышать политических заявлений, да ещё и с расовым оттенком. Белый гений блюзовой гитары не был замечен в сколь-нибудь активной социальной и политической жизни, но на концерте в Бирмингеме в августе 1976 года пьяный в хлам Клэптон разразился тирадой, которой, по сути, выразил обеспокоенность проблемой массовой иммиграции. В своей речи Эрик призывал голосовать за английского политика Эноха Пауэлла, выступавшего за ужесточение миграционного контроля и не только. Вот слова Эрика, дословно (оригинал):

«В зале присутствуют иностранцы? Поднимите свои руки, пожалуйста. Цветные, я смотрю на вас. Где вы? Извините, но один цветной… араб схватил за зад мою жену. Нужно сказать, да, эти уроды-иностранцы, цветные все такие, понаехавшие. Просто отвратительно, но это правда. Итак, где вы? Ладно, где бы вы ни были, я думаю, вы должны валить. Не из зала валить, валить из страны. Вы… не хочу вас здесь видеть, и в зале и в стране. Послушайте меня! Мы должны голосовать за Эноха Пауэлла. Энох – наш человек. Я думаю, Энох прав, мы должны их выставить вон. Не дадим Британии стать чёрной колонией. Выгоним иностранцев. Выгоним цветных, выгоним черномазых. Британия для белых. Я раньше употреблял наркоту, теперь я за расизм. Это намного тяжелее. Уроды цветные. Чёртовы саудовцы заполонили Лондон. Ублюдки. Британия перенаселена, и Энох остановит и вышвырнет их вон. Чёрные азиаты, негры и ямайцы, им нечего тут делать, мы не желаем их здесь видеть. Это Англия. Страна белых. Нужно дать понять, что им здесь не рады. Англия для белых! Мы – страна белых, я не хочу, чтобы рядом со мной жили цветные с их правилами. Это Великобритания, страна белых. Что с нами происходит, какого чёрта? Мы должны голосовать за Эноха Пауэлла, он великий человек – говорит правду. Голосуйте за Эноха, он наш человек. Он на нашей стороне. Он позаботится о нас. Я хочу, чтобы вы все голосовали за него, поддержали его. Эноха в премьер-министры! Вышвырнем цветных вон! Британия для белых!»

В результате ряд музыкантов создали движение «Рок против расизма», чтобы противостоять растущему влиянию националистов и неонацистов Британии. Не знаю, подал ли кто-нибудь на Эрика в суд, но похоже никто всерьёз не воспринял душевный порыв известного алкоголика. Эрику и сегодня припоминают этот спич, и Клэптон, к чести или нет, не отказывается от своих слов и взглядов касательно слишком либеральных условий для въезда иностранцев в страну. Но с тех пор «Медленная рука» ничего подобного больше не заявляла.

3. Шинейд О’Коннор: «Борись с настоящим врагом», 1992 год

В октябре 1992 года мятущаяся ирландская душа Шинейд О’Коннор приняла участие в популярнейшей американской телепрограмме Saturday Night Live и спела песню Боба Марли «War». Главный посыл её перформанса был направлен против педофилов в Римской католической церкви. Шинейд вместо слова «racism» спела «child abuse», т.е. насилие над детьми, а в конце песни на слове «зло» вдруг вытащила фотографию Папы Римского Иоанна Павла II, которую порвала на мелкие кусочки, и произнесла фразу «борись с настоящим врагом». В зале воцарилось гробовое молчание. К слову, режиссёры электричество не отключили и плёнку не порезали, когда транслировали передачу в записи на другом побережье.

Зрители, конечно, возмутились и буквально оборвали телефонную линию телеканала, а заодно завалили письмами саму О’Коннор. А та за последующие годы много чего ещё нагородила.

Только церковь не предприняла никаких действий.

В интервью журналу Time Шинейд О’Коннор объяснила причину своего поступка: «Дело не в самом Папе Римском (Иоанне Павле II) – это пост и символ организации, которую он представляет. В Ирландии самый высокий уровень жестокого обращения с детьми по всей Европе. Это следствие того, что люди забывают свою историю, и священники в школах много лет жестоко избивают детей и сексуально домогаются. Я это сделала специально для ирландцев, которых контролирует церковь – кучка людей,  которые присудили себе право делать то, что хотят и подают пример другим».

Далее Шинейд поделилась своими воспоминаниями о детстве, таким образом проведя параллели между католичеством и насилием над детьми: «Сексуальное и физическое. Психологическое. Духовное. Эмоциональное. Словесное. Каждый день я ходила в школу в синяках, нарывах, с ячсенём, со шрамами на лице, и т.д. Никто и чёртова слова не сказал и пальцем не пошевелил. Естественно, меня  это очень разозлило и мне пришлось самой разбираться, почему так происходит.  Что помогло мне – это 12-уровневая программа, Взрослые дети из семей алкоголиков/неблагополучных семей. Моя мать сидела на «Валиуме». Что случилось со мной – прямое следствие того, что случилось с моей матерью дома и в школе».

Согласно данным, приведённым в статье газеты Atlantic Monthly, в 2007 году церковь контролировала 93% школ в Ирландии, т.е. у детей практически нет шанса избежать последствий садистской системы. Так что поступок О’Коннор – это не просто способ шокировать обывателей, но отчаянная попытка привлечь внимание к нарыву на лице (или заднице) общества. Сколько с тех пор было случаев насилия над детьми в РКЦ – мы знаем.

4. Dixie Chicks: «Нам стыдно, что президент Соединённых Штатов родом из Техаса», 2003 год

Начало 2000-х: эскалация войны в Ираке, уничтожено здание Всемирного торгового центра, беспрерывно кровоточит Афганистан. Впервые за долгие годы президент США не пользуется массовой поддержкой населения, за рубежом преобладают антиамериканские настроения. Три девушки с Юга США, традиционно консервативного края, на концерте в Лондоне вдруг выступили с политическим заявлением. Участница кантри-группы Dixie Chicks Натали Мэйнс сказала следующее:

«К вашему сведению, мы разделяем ваши чувства. Мы не хотим этой войны, этого насилия, и нам стыдно, что президент Соединённых Штатов родом из Техаса».

Казалось бы, безобидная ремарка в адрес Джорджа Буша-младшего, ничего особенного. Но разразился жуткий скандал: тысячи фанов отвернулись от группы и бойкотировали их концерты, радиостанции перестали крутить их песни. Дошло до того, что Мейнс пришлось извиняться перед Бушем. Заваренную кашу Dixie Chicks расхлёбывали ещё пару лет.

5. Мадонна: «Загадай желание», 1989 год

В 1989 году Мадонна выпустила суперуспешный альбом «Like a Payer», сингл и видеоклип на на заглавную «Like a Prayer» возглавил чарты во всем цивилизованном мире. Ранее в том же году компания Pepsico (тогда Pepsi-Cola) подписала 5-миллионный контракт с Мадонной за возможность снять рекламу на эту песню. Мадонна могла использовать рекламный ролик под названием «Загадай желание» для промоушна своего сингла и всего альбома. Кроме того, Pepsi обязывалась спонсировать следующий мировой тур Мадонны.

Так вот, реклама «Пепси-колы» рассказывает о детских воспоминаниях Мадонны, вполне безобидных.

Но всё изменилось вмиг, когда на следующий день после премьеры рекламного ролика на канале MTV появился клип на саму песню. Разгорелся скандал: религиозные группы и Ватикан возмутились неоднозначным обращением с христианскими образами – стигматой, крестом и собственно самим Иисусом, к тому же чернокожим, с которым Мадонна разыграла весьма чувственные отношения. Под давлением общественности Pepsi-Cola вынуждена была снять свой ролик с эфира, однако деньги за ролик остались у Мадонны. Сам Папа Римский наложил запрет на появление Мадонны в Италии.

Сама певица так объясняла свою позицию в одном из интервью: «Люди спят, и ты должен что-нибудь делать, чтобы их разбудить». В другом интервью она сказала, что своим видео она говорит о необходимости побороть расизм, чтобы люди не боялись говорить правду, о межрасовых отношениях в обществе и т.д.

В общем, всего лишь один из противоречивых эпизодов в карьере Мадонны, который лишь пошёл на пользу Мадонне и её популярности.

6. Orelsan – «Грязная шлюха», 2009 год

Ничего не слышал об этом парне – рэпом ну совсем не интересуюсь – пока не наткнулся на статью под названием «Войну разжег глаголом» в деловой газете «Взгляд». В общем, одна песня взорвала французский политический бомонд и едва не расколола напрочь и без того непримиримых соперников. Нет смысла пересказывать своими словами всю историю, процитирую статью:

«Творчество французского рэпера Orelsan взволновало политический бомонд Франции, буквально стравив правых и левых. «Грязная» песенка с призывом к истреблению неверных женщин, за которую музыкант вполне может оказаться в кутузке, дала старт громкой дискуссии о свободе выражения, цензуре, правах женщин и коррупции. Распалила конфликт социалистка и главный соперник Саркози на прошлых выборах Сеголен Руаяль, приказавшая заткнуться не только рэперу, но и своим коллегам-депутатам.

26-летний рэпер под псевдонимом Orelsan еще на заре своей карьеры написал сатирическую песенку «Грязная шлюха» («Sale pute»), в которой его лирический герой изуверствует над девушкой-изменщицей и убеждает устроить поножовщину среди ей подобных. Прошли годы, и политическая элита Франции расценила содержание песни как призыв к убийству…

…Тем не менее скандал распалился нешуточный. Левые провозгласили рэпера врагом общества и провозвестником насилия, а для правых он стал символом свободы выражения, поруганной социалистами. В коммюнике партии «Союз за народное движение» говорится, что действия в отношении рэпера не могут расцениваться иначе, чем «покушение на свободу самовыражения со стороны президента совета региона Пуату-Шарант Сеголен Руаяль»…

…«Такое отношение к творчеству мне совсем не нравится, когда фигуральное выражение воспринимается буквально как призыв к действию. Я могу привести пример с фильмом «Заводной апельсин», который тоже можно обвинить в подстрекательстве к насилию», – замечает по этому поводу сам Orelsan.

По его словам, история из песни «Грязная шлюха», безусловно, вымышлена и не нужно ее воспринимать как руководство к действию. «На сцене я не устраиваю никаких дискурсов, я не хочу мешать артистическую деятельность с политикой. Просто я говорю от лица персонажа, так скажем, зависимого от алкоголя. Все эти слова, произнесенные в песне, вполне укладываются в образ алкаша, который выражается именно так, но ведь это не значит, что это мои слова и я алкоголик. Нельзя же всегда быть политкорректным. Это ведь реальная жизнь, от нее никуда не деться», – резюмировал он.

Как бы там ни было, есть у этой истории и положительные последствия. Скандал все-таки заставил правых и левых сесть за стол переговоров, дабы выработать наконец общую позицию в отношении того, что такое цензура. А госсекретарь Франции по городской политике Фадела Амара, в прошлом возглавлявшая женское движение «Ни путаны, ни покорившиеся», даже предложила организовать круглый стол для рэперов.

Вообще-то, песня не входила в альбомы рэпера, да и последствии Орельсан ее больше не исполнял. Что там в итоге решили политики, мне не совсем понятно.

7. Кит Эмерсон – Фейерверк в Альберт-холле, 1968 год

28 июня 1968 года в Королевском Альберт-холле в Лондоне состоялся концерт в честь Года прав человека и Дня свободы Южной Африки, а также в помощь Международного фонда защиты и помощи для Южной Африки. Среди прочих пригласили группу The Nice, как представителей продвинутой английской молодёжи, которая не выглядела столь дико, как большинство рок-музыкантов того времени.

The Nice были скромной английской группой эпохи «детей цветов», но их органист Кит Эмерсон заслужил звание «Джими Хендрикса клавишных» за виртуозную игру и эксцентричную манеру поведения на сцене.

Как же ошибались организаторы концерта! The Nice получили возможность продемонстрировать своё возмущение не только неурядицами делового плана, но и международными событиями, такими как убийство Роберта Кеннеди, война во Вьетнаме. Они только-только выпустили сингл «America» — психоделическую версию бессмертной темы Леонарда Бернстайна из «Вестсайдской истории», приправленной темой из великой Девятой симфонии Антонина Дворжака «Из Нового Света». На концерте присутствовали сотрудники посольства США, американские генералы и то, что они увидели, повергло в шок не только их.

Во время финальной композиции выступления The Nice – «Америки» – Эмерсон нарисовал американский флаг и сжёг его, в дополнение метнув в холст пару ножей. «Америка обременена обещаниями и ожиданиями, но ее погубила рука неизбежного»!

Америка возмутилась. The Nice навечно отлучили от Альберт-холла. Сингл с «Америкой» взлетел в десятку хит-парада Англии. К сожалению, ни фотографий, ни тем более видео этого события я не нашёл.

8. Dead Kennedys – Пенисный ландшафт, 1985 год

Ну куда ж без панков? И первые среди равных – Dead Kennedys. Более политически ангажированных панкушников найти невозможно. Скандалы преследовали их на протяжении всей карьеры – только выбирай. Самый громкий произошёл в 1985 году после выхода альбома «Frankenchrist», группу потащили в суд за вложенный в пластинку постер с репродукцией картины известного швейцарского художника Г.Р.Гигера «Пенисный ландшафт».

Цитата«Изображение стало причиной ареста тиража и судебного разбирательства, длившегося без малого год. Несколько концертов были отменены, благодаря стараниям жены сенатора Эла Гора и ее организации P.M.R.C.(Parental Music Resource Center). Группа всегда находилась в состоянии войны с цензурой и Биафра присоединился к Фрэнку Заппе в кампании против P.M.R.C. и «Вашингтонских жен», осуществляющих мелочный контроль над текстами рок-музыкантов под эгидой борьбы против сексуальной пропаганды, наркотиков и насилия».

История такая: девочка из Лос-Анджелеса купила пластинку «Frankenchrist», а мама девочки написала жалобу в прокуратуру. Группу обвинили в распространении порочащих мораль материалов, им грозил штраф и год заключения. В августе 1987 года дело передали в суд, в результате суд присяжных всё-таки принял решение в пользу Джелло Биафра и другого соучредителя рекорд-лейбла Alternative Tentacles, на котором вышел альбом, Майкла Боннано.

А дальше процитирую статью «Словарный запас. Мамина наклейка» из журнала Fuzz: «В результате лейбл Биафры практически разорился, а сам Биафра был настолько потрясен произошедшим, что записал альбом, состоящий из полуторачасового рассказа о суде и рассуждений о свободе слова.

Организация «вашингтонских жён» во главе с Типпер Гор в середине восьмидесятых объединились под знаменем защиты семейных ценностей.

Комитет выступил с предложением ввести систему маркировки музыкальных записей по аналогии с рейтингом Американской киноассоциации. Предлагалось также оценивать степень аморальности концертов. Диски, получающие наивысший балл по шкале аморальности, магазины должны убирать с витрин и прятать от подростков, а телеканалы и радиостанции должны отказаться от трансляции такой музыки.

Вдобавок к этим требованиям соратницы Типпер Гор разослали руководству американских звукозаписывающих компаний список из 15 песен (“Непристойные 15”), которые, по их мнению, очень дурно влияют на молодежь.

В сентябре 1985-го по инициативе PMRC начались сенатские слушания по теме “Музыка и тексты”. На заседаниях активисты Родительского комитета объясняли сенаторам, что такое “порнографический рок”. Но еще до того, как закончились дебаты, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) сделала шаг навстречу PMRC. Это стало главной победой вашингтонских жен.

Рекорд-лейблы согласились, что следует создать систему предупреждения о недетском содержании некоторых песен. Обязательные рейтинги для альбомов и концертов — это, конечно, чересчур. А вот маленькая наклейка на обложке — неплохая идея. RIAA обязалась добровольно ставить нашлепки на диски, содержащие песни с “откровенными текстами”. С точки зрения вашингтонских жен, главная угроза для подростковой психики — песни о сексе, насилии, наркотиках и алкоголе. Обо всех этих вещах рекорд-лейблы обещали предупреждать.

Наклейка, которую иногда называют “Tipper sticker” в честь Типпер Гор, мгновенно стала объектом издевательств и яростной критики со стороны музыкантов. Одна из первых пародий на эту тему принадлежит METALLICA. На альбом “Master Of Puppets” (1986) была прилеплена наклейка с таким текстом:

Единственная песня, которую вы, вероятно, не захотите прослушивать, это “Damage, Inc.” — из-за того, что в ней много раз используется мерзкое слово на букву “F”. В этом альбоме нет слов “shit”, “fuck”, “pisses”, “sucks”, “cunt”, “motherfucker” или “cocksucker””.

В 1990 году наклейка приобрела стандартные очертания, хорошо известные всем меломанам. Решение об использовании этого знака принимала сама звукозаписывающая компания. Поэтому иногда наклейки не было на дисках, вполне заслуживавших ее присутствия.

Для музыкантов это стало чем-то вроде обязательной темы для насмешек. RAGE AGAINST THE MACHINE посчитали эту тему настолько важной, что однажды вышли на сцену абсолютно голыми в знак протеста против крохотной наклейки.

Это был конфликт идеологий, борьба за идею свободного искусства, неподконтрольного вообще никому. Говорить о серьезном материальном уроне музыкантам не приходится. Да, некоторые магазины в США отказывались какое-то время продавать диски с “откровенными текстами”. Но в глобальном масштабе предупредительная наклейка не могла повредить популярности любимых молодежью исполнителей. Даже наоборот. Знак “родительской рекомендации” стал символом “запретного плода”, который, как известно, всегда сладок.

Угасание активности PMRC тоже связано с закулисными переплетениями интересов. Типпер Гор — жена Эла Гора, кандидата в президенты от Демократической партии на выборах 2000 г. Во-первых, Демократическая партия обычно ориентируется на либерально мыслящих людей. Идея защиты традиционного американского уклада жизни, семейных ценностей и т. п. — скорее из арсенала конкурентов Демократической партии, республиканцев. Во-вторых, рекорд-лейблы были спонсорами демократов в 1980-90 гг. А довольно сложно критиковать тех, кто дает тебе деньги…»

Тот самый «Пенисный ландшафт». Из Викидпедии

9. Виктор Хара – «Я не хочу, чтобы моя страна была разделена», 1973 год

А вот этот пример характеризует совсем другую судьбу человека, открыто высказывавшего свои политические взгляды. Виктор Хара не был рок-музыкантом, но его песни стали символом борьбы простых людей с диктатурой. Процитирую статью с сайта peoples.ru

«Чилийский поэт, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 г. Автор знаменитой песни «Venceremos» («Мы победим»), которая в 1970 г. стала гимном предвыборной компании будущего президента страны Сальвадора Альенде…

В 1973 году «Народное единство» — союз коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий – победило на парламентских выборах, набрав высокий как никогда процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, кандидат «Единства» Сальваторе Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним последовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием «Я не хочу, чтобы моя страна была разделена»…

…Хара, основатель музыкального течения «Новая чилийская песня», самый популярный в 70-ые годы в Чили певец и композитор, был также известен, как пылкий приверженец свергнутого военными президента Сальвадора Альенде.

За левые взгляды он был схвачен войсками и вместе с сотнями других левых деятелей оказался печально знаменитом «Estadio de Chile», который был превращен в концлагерь после переворота 11 сентября 1973 года. В настоящее стадион, на котором он погиб, назван его именем… Его трагическое и жестокое убийство на «Стадионе Чили», превращённом в гигантский концлагерь, через несколько дней после переворота превратило его в символ борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его пытали, избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.

…Хара пел народные песни и писал свои – о народе Чили и о политиках, которые этим народом управляли. В 60-х он перешел к песням протеста, примером которой можно считать известную «Манифесто». Он был одним из основателей движения «Новая песня», которое способствовало избранию левого правительства Альенде в 1970-м году.

После переворота генерала Пиночета музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так далеко, что были запрещены даже традиционные инструменты и народная музыка, чтобы вовсе была исключена возможность играть музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии ее вместе с детьми эвакуировали. Джоан написала книгу и опубликовала ее в Великобритании на английском языке. Музыка протеста и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах».

10. Chicago – A Song for Richard & His Friends

В 1971-72 годах американская группа Chicago на коцертах исполняла песню, посвященную некоему Ричарду, в которой прямым текстом просила его уйти. Этот Ричард, он же Tricky Dickie у Джона Леннона в песне Gimme Some Truth, никто иной как президент Никсон. Он был дико непопулярен у народа США из-за войны во Вьетнаме и прочих проблем. Отставки Никсона Сложно представить, что ничего группе за это не было,а через 3 года «Трики Дики» уйдет в отставку. Может не из-за песни Chicago, но тем не менее. Чудеса.

11. Музыка протеста, несвершившееся.

«Был, правда, период, когда совсем затюкали меня. Тогда я решила сама уйти со сцены, но со скандалом – таким, чтобы всем жарко стало. Сшила платье, очень скромное, светленькое, на кнопочках впереди – сама нежность. И хотела выйти в нём в концерте на День милиции в зале «Россия». Думаю, спою, а в конце как я эти кнопочки расстегну, как платье распахну – а там… бикини. Это прямой эфир, и что они потом со мной будут делать – не важно. Надоело всё! То напишут в газете, что я на колени к какому-то мужику в первом ряду села, то ещё подобную дичь. Врать начали так, что ой-ой-ой! Но триумфального ухода не получилось. Бог спас: меня-то спас, а вот другого – нет. Умер Брежнев, и концерт на день милиции отменили».

Угадайте, чьи слова?

Вообще-то, можно ещё тучу людей вспомнить, Фрэнка Заппу например. Но тогда можно целую диссертацию написать. А ещё почитайте обзор про эпоху больших альбомов.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии