Обзор альбома группы The Band «Music from the Big Pink» в рамках марафона «1001 альбом».
The Band – уникальная группа. Чем спросите вы? А вам отвечу: это музыка для музыкантов. Нет, среди простых слушателей они котируются очень высоко, но по степени влияния на коллег по цеху с ними может сравниться только их друг-ментор Боб Дилан. Я прежде всего имею в виду людей, работающих в рамках популярной музыки, а не монстров из экспериментальной области или джаза. Там есть Майлз Дэвис и Фрэнк Заппа.
Достаточно привести пару примеров. Их первый альбом произвел неизгладимое впечатление на Эрика Клэптона, что он не только захотел к ним присоединиться (ему было отказано), но и поменял собственный стиль. Достаточно послушать Cream, Blind Faith и его сольные альбомы. Джордж Харрисон тоже из тех, кто подвергся очарованию музыки Группы. Ну да, Эрик с Джорджем дружили и нередко слушали вместе пластинки, покуривая… «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона, если сравнить обе пластинки, имеет много схожего с «Биг Пинком» Бэнда, только более навороченный по звуку и аранжировкам. Ну, там Фил Спектор руку приложил. По моему мнению, даже Led Zeppelin восторгались группой. Послушайте неизданную на альбомах Baby come On Home – аранжировка очень напоминает Tears of Rage.
Track-list:
1. «Tears of Rage» (Bob Dylan, Richard Manuel) – 5:23
2. «To Kingdom Come» (Robbie Robertson) – 3:22
3. «In a Station» (Manuel) – 3:34
4. «Caledonia Mission» (Robertson) – 2:59
5. «The Weight» (Robertson) – 4:38
6. «We Can Talk» (Manuel) – 3:06
7. «Long Black Veil» (Marijohn Wilkin, Danny Dill) – 3:06
8. «Chest Fever» (Robertson) – 5:18
9. «Lonesome Suzie» (Manuel) – 4:04
10. «This Wheel’s on Fire» (Dylan, Rick Danko) – 3:14
11. «I Shall Be Released» (Dylan) – 3:19
Personnel:
Rick Danko – bass, fiddle, Vocals
Levon Helm – drums, acoustic guitar, percussion, Vocals
Garth Hudson – organ, piano, clavinet, soprano and tenor saxophones
Richard Manuel – piano, organ, drums, Vocals
Jaime Robbie Robertson – guitars, Vocals
В разгар психоделии, тяжелого гитарного звука Cream и Blue Cheer, развёртывания фанка вдруг появилась с группа с тихим звуком, лаконичная, со странными голосами, которые друг в друга не попадают (Мик и Кит из сами-знаете-откуда потом так же стали петь) — что за лажа? — и совсем не хипповым имиджем. Какие-то суровые американские граждане из 19 века, случайно оказавшиеся среди революции шестидесятых. Выглядели они точно старше своих лет, хотя органисту Гарту Хадсону было за тридцать, что среди двадцатилетних оболтусов из рок-н-ролльного мира тех лет сильно выделяло.
Как любят говорить про них критики, их музыка представляет из себя всю типично американскую музыку — кантри, хиллбилли, джаз, блюз, наследие индейцев, фолк.
Чем меня очаровал альбом, да и всё творчество The Band в целом? В первую очередь — вокальные аранжировки. Никто так не пел: каждый поёт как будто сам по себе, но в целом так здорово получается! Не будучи виртуозами наподобие Джека Брюса или Джими Хендрикса, группа придерживается строгой командой игры: даже используя саксофон, скрипку или мандолину не тогда, когда надо выделить тему, а по ходу — в рамках текущей палитры. Короче говоря, не ради соло, а в рамках общего аккомпанемента.
В отличие от второго еще более «классического» альбома «Music from Big Pink» хорош тем, что содержит песни не одного автора — гитарист Робби Робертсон написал практически все песни к остальным альбомам. Значительный вклад внес и пианист Ричард Мануэл. Причина, по которой он перестал писать — до конца непонятна до сих пор, да и жизнь он закончил трагически. Жаль, его песни ничуть не хуже, а чем-то и более интересны, чем песни Робби Робертсона, которые страдают определенной монотонностью.
К слову, отличительная особенность песен Робертсона — повествовательность, описание определенного сюжета/истории с прологом, фабулой и логическим завершением. У Мануэла композиции обращены скорее к эмоциональной стороне, не только в текстовом плане — это и сдержанная страсть в «Lonesome Suzie» или обнаженная рана в «Tears of Rage».
Стихи к последней написал Боб Дилан. И даже в этих словах идёт противопоставление главенствовавшим тогда идеям бунтарства, разрыва со старшим поколением. Боб Дилан посмотрел на все эти дела с позиции родителя, коим он в то время уже был — каково «потерять» своего ребенка. Перспектива получилась неутешительная, что очень чутко передал Ричард.
Дилановская «I Shall Be Released» – подлинная жемчужина альбома. Кто только не записывал её, но у The Band получилась, наверное, самая искренняя версия, я бы даже сказал, беззащитная благодаря фальцету Ричарда Мануэла, игре щетками на барабанах и конечно же, удивительно тонкой и мягкой «подкладке» органа.
Еще одна «столбовая» вещь — «The Weight». Странная история Бог знает о чём, «The Weight» прозвучала в классическом фильме хипповой эпохе «Easy Rider» и сама по себе стала классикой. Акустическое фолковое вступление открывает дорогу странным персонажам, попадающимся автора на пути. Сам Робби Робертсон рассказывает, что смысл песни очень прост (хотя и ее не понял), может оно и так, но он столько вокруг наворотил, что люди до сих пор пытаются вникнуть в суть.
Об альбоме можно диссертацию, наверное, написать. Но пусть это сделает какой-нибудь «бэндовед», а я пожалуй, ограничусь небольшой статьей. Упомяну еще «Chest Fever» – почти фанковую историю с гипнотическим органным вступлением и суровой манерой изложения истории про мимолетную связь — так пели эти ребята.