Обзор первого альбома группы Black Sabbath 1970 года написан в рамках марафона «1001 альбом».

Первые альбомы Sabbath – классика, основа современного дум-металла как по части музыки, так и идейной составляющей. Столько написано, что сложно добавить что-то новое, но всё же попробую.

black sabbath 1970
Black Sabbath 1970

Tracklist:
1. Black Sabbath – 6:16
2. The Wizard – 4:24
3. Behind the Wall of Sleep – 3:38
4. N.I.B. – 6:06
5. Evil Woman – 3:25
6. Sleeping Village – 3:46
7. Warning – 10:32

Первый альбом на то и первый, что обычно только намечает путь, которым далее пойдет артист или группа. Это и правильно. Если музыкант всё скажет своим дебютом, что ему дальше делать? До свидания, шоу бизнес, что ли?

Так и здесь: звук, рифы, общая форма, лирика – фундамент заложен, остается лишь тонкая огранка. С третьего альбома всё станет на свои места: четкая структура композиций, ещё более густой тяжелый звук, проработанные рифы и соло, театрализованный вокал. На тридцать лет вперед проложен хэви-БАМ.

Но вот интересно, а как сегодня бы развивался heavy metal, если бы в основе его стояла не та самая «дьявольская» прогрессия, которую Тони Айомми придумал для заглавной песни? Наверное, по-другому и быть не могло. Кто-нибудь в любом случае взял на вооружение эту фишку – уж очень соблазнительно выглядит перспектива и лавры первооткрывателя тяжелой «дьявольщины» в рок-н-ролле.

И еще, хэви настолько далеко отошел от своих джазово-блюзовых корней, на которых строили свои рифы Black Sabbath и Blue Cheer, что выявить родство очень сложно. Европейские группы позднее заимствовали идеи у своих соотечественников – европейских композиторов всех эпох и модернистов, так что продукт мутировал в того монстра, которого мы сегодня знаем. Я мало слушал метал 90-х и двухтысячных, но уверен, что кто-то возвращался к джаз-блюзовым истокам, но уже как к вариационным вкраплениям. Импровизация исчезла, остался железный каркас.

А первый альбом тем и хорош, что блюзовая импровизация школы Эрика Клэптона отчетливо прослеживается в таких вещах как «Wicked World», «NIB» и особенно в «The Warning» (сдвоенное соло явно сделано под впечатлением от «Politician» Cream). Налицо влияние Cream и Blue Cheer. Грубый пивной и еще низкий голос Оззи отлично вписывался в саунд. Это потом ультразвуковые завывания, которые довел до совершенства Роб Холфорд из Judas Priest, стали отличительной чертой жанра. Сатанинский блюз, одним словом.

p.s. И когда ещё Оззи Озборн играл на гармонике? Не припомню. Правда, он так на ней играл, что хорошо, что мы ее у него больше не слышали. 🙂

Промо-клип «Black Sabbath» с живым звуком смотрится прикольно.

А вот парочка оригиналов.

«Evil Woman» принадлежит группе Crow. Чем-то напоминает джаз-рок Blood, Sweat & Tears. Басовая линия настолько хороша, что Гизеру ничего другого придумать не удалось. 🙂

И «Warning» от Ainsley Dunbar’s Retaliation. А вокал-то покруче будет!

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии