Альбом «At Fillmore East» группы Allman Brothers Band был прослушан в рамках марафона «1001 альбом».
Tracklist:
- «Statesboro Blues» (Will McTell) – 4:17
- «Done Somebody Wrong» (Clarence L. Lewis, Bobby Robinson, Elmore James) – 4:33
- «Stormy Monday» (T. Bone Walker) – 8:44
- «You Don’t Love Me» (Willie Cobbs) – 19:15 («Soul Serenade»/»Joy to the World» medley in the ending portions)
- «Hot ‘Lanta» (Gregg Allman, Duane Allman, Dickey Betts, Butch Trucks, Berry Oakley, Jai Johanny Johanson) – 5:17
- «In Memory of Elizabeth Reed» (Betts) – 13:04
- «Whipping Post» (G. Allman) – 23:03
Personnel:
Duane Allman – lead guitar, slide guitar
Gregg Allman – organ, piano, Vocals
Dickey Betts – lead guitar, Vocals
Berry Oakley – bass guitar
Jai Johanny Johanson – drums, congas, timbales
Butch Trucks – drums, tympani
К 1971 году меломаны в полной мере раскусили всю мощь и прелесть концертного звучания рок-бэндов. Такие сценические гиганты как Led Zeppelin, The Who, Джими Хендрикс, Grand Funk Railroad и многие другие, возвели концерт из развлекательного шоу в нечто совершенно невообразимое.
У одних это была медитация, новый способ расширения сознания через музыку, танец и визуальные эффекты (не забывайте и о препаратах), у других — рок-н-ролльная камасутра, третьи разрабатывали идею театра, и так далее. Что там говорить? Идей насчитывалось не меньше десятка. От массовой истерии на концертах Элвиса и Битлов мир продвинулся на световые мили вперёд.
Те, кто побывал на шоу титанов, наверняка захотели ещё и ещё раз окунуться в эту неповторимую атмосферу. Капиталистический рынок не мог не сориентироваться и на возникший спрос ответил предложением в виде «живых» альбомов. Как обычно это бывает, в полной мере спрос смогли удовлетворить бутлеггеры, выдававшие на-гора записи с концертов суперстаров, иногда очень приличного качества. Рекорд-индустрия в очередной раз показала себя медленной и неповоротливой, с запозданием выпуская эрзац шоу, которое устраивали подписанные ими артисты. Их «лайвы» обычно были сильно обрезанными, иногда по какой-то нелепой логике, но по качеству звука всё ж в целом превосходя бутлеги.
Учитывая возможности рекорд-лейблов, даже такие альбомы становились хитами. В первую очередь на ум приходит классика типа «Live at Leeds» “Хушников”(о котором я тоже напишу), «Live Album» от Grand Funk Railroad, концерт в тюрьме Фолсом Джонни Кэша. И конечно же, «At Fillmore East» отличной группы Allman Brothers Band.
Этот альбом идеально попал в нужное место в нужное время. Нужное — с печальном оттенком, потому что стал эпитафией грандиозному гитаристу Дуэйну Оллмэну и лебединой песней другого участника группы — басиста Берри Оукли. Альбом стал последним официальным документом живой магии оригинального состава.
Длинные пространные импровизации уже не были в новинку, но воспринимались с огромным энтузиазмом благодаря яркому таланту музыкантов и популярности расширяющих сознание средств. Но дело в том, что официально живые концерты групп, исповедующих подобный подход, можно было по пальцам пересчитать.
Кто? Cream, Grateful Dead, Джими Хендрикс… раз-два и обчёлся. Неудивительно, что появление альбома с мощными инструментальными джемами воспринялось на ура огромным количеством рок-фэнов.
Allman Brothers Band своими двумя студийными альбомами завоевали репутацию высококлассной группы и основателями нового направления — южный рок. Но концертный «At Fillmore East» — прорыв во Вселенную.
Не вижу смысла описывать композиции, длительность которых составляет 13-23 минут. «Whipping Post» (позорный столб) именно в живой версии считается одной из величайших композиций рок-н-ролла. Начинаясь с гулкого угрожающего басового риффа в размере 8/11, что для рока нехарактерно, превращается в хлёсткий как удары хлыста звуковой шквал двух гитар — одной более открытой и агрессивной и её оппонента-интроверта. Не знаю кому как, а мне слушать 23 минуты потока сознания виртуозных гитаристов совершенно не скучно. Иногда я даже «проваливаюсь» глубоко в себя.
Но самая любимая композиция — «In Memory of Elizabeth Reed». Она сильно выделяется среди остальных блюзовых вещей своей джазовой стилистикой, более мягким звучанием и латиноамериканским флёром, что несколько делает её похожей на музыку Сантаны.
Композиции первой пластинки — классика блюза, исполненная с мощью и напором разъяренных молодых людей.
Как я уже писал, мейджоры грамзаписи не могли себе позволить выпустить полноценные «зальники» из опасений плохих продаж. Поэтому грандиозные концерты были безбожно обрезаны до полукастрированного состояния. И только благодаря современным цифровым технологиям у нас имеется возможность послушать полные версии (ну, или почти полные) исторических концертов.
В девяностые и нулевые вышло несколько изданий с полным сет-листом. «The Fillmore Concerts» или «At Fillmore East Deluxe Edition» сейчас ценны намного больше оригинала, поскольку содержат кучу не менее интересного материала.
«At Fillmore East» входит в мою личную пятерку любимых живых альбомов. Вся сила рок-н-ролла — в плавках живых концертах!