На очереди лучшие альбомы 1971 года, так как продолжаю вспоминать юбилейные шедевры. В том году вышло столько крутой музыки, что пришлось расширить список до 15. Жалко было отцеплять замечательные альбомы, хотя кое-кого всё равно пришлось отставить.
⠀
1. John Lennon – Imagine
2. Yes – Fragile
3. Harry Nilsson – Nilsson Schmilsson
4. Jethro Tull – Aqualung
5. The Doors – LA Woman
6. The Rolling Stones – Sticky Fingers
7. Led Zeppelin – 4ый альбом
8. Emerson, Lake & Palmer – Tarkus
9. David Bowie – Hunky Dory
10. T. Rex – Electric Warrior
11. Funkadelic – Maggot Brain
12. Marvin Gaye – What’s Going On
13. Miles Davis – Jack Johnson
14. Mahavishnu Orchestra – The Inner Mountain Flame
15. Allman Brothers Band – At Fillmore East
⠀
Начало 70-х – время экспериментов и расцвет непростой музыки. Фьюжн, джаз-рок и прогрессивный рок в первой половине декады пользовались большим успехом.
Майлс Дэвис в конце 60-х одним из первых ортодоксальных джазменов заставил своих музыкантов играть на электронных инструментах. Эксперименты продолжились на альбоме “Jack Johnson”, музыка которого предполагалась для документального фильма о легендарном боксёре. Здесь всего 2 композиции, каждая на сторону пластинки, со свободной формой. В отличие от предыдущих альбомов Дэвиса, этот куда более фанковый и тяжёлый по звуку. Такую музыку Дэвис будет играть следующие лет 5.
Музыканты, игравшие с Дэвисом в 1968-71 годах, создали собственные проекты и сами стали звёздами. Гитарист Джон Маклофлин с барабанщиком Билли Кобэмом собрал группу Mahavishnu Orchestra, в которой соединились джаз, рок и индийская духовная философия, что видно из названия. Идеи Майлса Дэвиса обрамлены чёткой композиционной структурой и сдобрены индийской традицией на фоне сумасшедших по виртуозности импровизаций.
Англичане придумали «арт-рок», и в том году ведущие группы записали шедевральные альбомы этого жанра.
«Fragile» вывел Yes в суперзвёзды: получились развёрнутые композиции со сменами размера и тональности, с прекрасными вокальными гармониями и виртуозными соло. Но в то же время очень слушабельные.
«Tarkus» трио ELP – чокнутая 20-минутная история о броненосце-танке, борющемся с не менее фантастическии тварями. Очень насыщенная, предельно виртуозная 7-частная сюита. Вторая сторона с короткими песнями отсылает к джазу и хард-року с цитатами из Баха и Литл Ричарда.
Даже плевавшиеся от термина «арт-рок» Jethro Tull записали альбом, близкий к этому жанру. Тоже история, только про странного типа по имени Акваланг и про отношение к религии и богу. Прекрасные песни, сочетающие в себе фолк, хард-рок, джаз и классику с флейтой поверх всего – фирменным знаком группы.
Музыка соул и фанк также не стояла на месте. Проблемы тех дней, такие как война во Вьетнаме, борьба за права цветных и экология занимали всех музыкантов.
Марвин Гей переживал кризис среднего возраста на фоне названных проблем и свои мысли и чувства выразил в альбоме-сюите «What’s Going On», в котором песни перетекают одна из другой. Соул перестал быть музыкой лишь любви и чувств. На альбоме есть одна из первых песен об экологии «Mercy Mercy Me».
С другой стороны, группа Funkadelic выдала «Maggot Brain» и распалась. В отличие от Марвина Гея, фанк у Funkadelic более психоделичный и тяжёлый под влиянием Джими Хендрикса. Но темы песен не менее серьёзные.
Большие группы 1960-х не собирались почивать на лаврах. Лучшие альбомы 1971 года без Stones и Zeppelin были бы неполными.
Роллинги довели до совершентсва фирменный стиль из блюза, кантри и фолка. На этом альбоме записаны такие вещи как «Brown Sugar», «Wild Horses» и «Bitch».
Джим Моррисон умер в Париже 3 июля 1971 года, однако группа The Doors успела выпустить «LA Woman», ознаменовавший возврат к блюзу. Но ряд вещей исповедовали более лирическую тематику, например «Riders of the Storm» и «Love Her Madly».
Цеппелины создали едва ли не лучший свой альбом. Самый философский и мистический. Все 8 композиций – в своём роде шедевры. Это «Black Dog», «Rock and Roll», «When the Levee Breaks» и другие. Про «Лестницу» я вообще молчу.
В Англии расцвёл стиль глэм-рок и одним из его корифеев был Марк Болан с T. Rex. Их альбом «Electric Warrior» стал настольной пластинкой у подростков Британии. Мелодичные простые песни в эффектных аранжировках не морочили людям голову, а просто развлекали. «Get It On» и «Jeepster» стали суперхитами.
Дэвид Боуи в очередной раз эксперементировал с имиджем, но записал альбом разноплановых песен с акцентом на фортепиано, партии которого придумал и сыграл Рик Уэйкман, чуть позднее присоединившийся к Yes. На это альбоме сформировалась группа Боуи The Spiders from Mars, с которой он прославится через год. «Life on Mars?» и «Changes» выйдут на синглах, но и остальные песни не хуже. Альбом по выходу не снискал славы, но был спустя год оценён по достоинству.
Джон Леннон. Что можно сказать про «Imagine»? Ничего не надо говорить, всё многажды сказано. Надо слушать. Сила и искренность песен Леннона на этом альбоме обрамлены в прекрасные мелодии.
А дружок Леннона Харри Нилссон выдал альбом с забавным названием «Nilsson Schmilsson». Это куда более интимная музыка, но тоже мелодичная, как «Gotta Get Up» и «Without You».
И наконец последний альбом в обзоре «Лучшие альбомы 1971 года», The Allman Brothers Band. Единственный в списке концертный альбом, но какой! Я бы сказал, это квинтессенция рока той эпохи. Блюзовые вещи растворены в могучих длинных импровизациях двух классных гитаристов Дики Беттса и Дуэйна Оллмена. Апофеоз альбома – 22-минутная «Whipping Post», очень драматичного номера.
p.s. Упомяну The Who и их «Who’s Next». Они того заслуживают.