Шоу-бизнес больше не создаёт «великие альбомы». Эпоха ушла безвозвратно. Нет ни мега-артистов, ни мега-альбомов. Доказываю, почему.
Когда читал статью в Википедии об альбоме Стиви Уандера «Songs in the Key of Life, просмотрел перечень альбомов «номер 1» за последние сорок лет и заметил одну закономерность.
Последние 20 лет альбомы в топе держатся реже, чем в 1960-е, 1970-е и в 1980-е.
Рассмотрим на примере хит-парада «Биллборда», что же такого интересного произошло.
30-50 лет назад список альбомов, возглавлявших чарт США, часто ограничивался всего 7-8 альбомами. В году 52 недели, соответственно, пластинки возглавляли хит-парад не меньше 5 недель.
Возьмём 1964 год и посмотрим, чьи записи находились на 1-ом месте журнала «Биллборд».
- «The Singing Nun» бельгийской монахини Жаннин Деккерс – 6 недель (4 недели в 1963 году)
- «Meet the Beatles» – 11 недель
- «The Beatles’ Second Album» – 5 недель
- Саундтрек мюзикла «Hello, Dolly!» – 7 недель
- «A Hard Day’s Night» от тех же The Beatles – 14 недель
- «People» Барбры Стрейзанд – 5 недель
- «Beach Boys Concert» – 4 недели
Неплохо, да? Если сейчас, а мы об этом поговорим тоже, кто-то проторчит на вершине больше 2-3 недель (бывают исключения) – это невиданный успех, автор альбома – мегазвезда. 40 лет назад занять первое место в США – тоже больше достижение, но крупный успех мерялся количеством недель на вершине.
Что изменилось с тех пор? Почему редкая птица долетает до 4 недель на вершине чарта?
Да, количество артистов умножилось во сто крат, конкуренция сумасшедшая. Менеджмент и маркетинг музыкальной индустрии настолько жёсткий и профессиональный, что отпихивать локтями конкурентов и долго оставаться царём горы физически невозможно. Динамика продаж пластинок и CD тоже круто изменилась – тиражи физических носителей падают, люди предпочитают стриминг. Многие музыканты предпочитают избегать крупные рекорд-лейблы и издаваться на независимых компаниях или же самостоятельно, выбирая творческую свободу кабальным контрактам мейджоров.
Всё это, конечно, правильно. Но не кажется ли нам, что просто по-настоящему классных альбомов никто не записывает? Или их никто не продвигает так, как они этого заслуживают? Не знаю, история покажет.
Давайте рассмотрим ещё несколько примеров.
1970 год:
- «Abbey Road» от The Beatles – 3 недели (8 недель в 1969 году)
- «Led Zeppelin II» – 6 недель (1 неделя в 1969 году)
- «Bridge Over Troubled Water» Саймона и Гарфанкела – 10 недель
- «Deja Vu» группы Crosby, Stills, Nash & Young – 1 неделя
- Дебютный альбом Пола МакКартни – 3 недели
- «Let It Be» от The Beatles – 4 недели
- Саундтрек к фильму «Woodstock» – 4 недели
- Третий альбом Blood, Sweat & Tears – 2 недели
- «Cosmo’s Factory» от Creedence Clearwater Revival – 9 недель
- Второй альбом Сантаны «Abraxas» – 6 недель
- Третий альбом Led Zeppelin – 4 недели
Без комментариев! Какие артисты, какие пластинки! Каждый год бы такие шедевры, да в чарты! Великие альбомы!
Посмотрим еще. 1976 год:
- «Chicago IX — Chicago’s Greatest Hits» – 2 недели (3 недели в 1975 году)
- Earth, Wind & Fire, «Gratitude» – 3 недели
- «Desire» Боба Дилана – 5 недель
- «Their Greatest Hits (1971-1975)» группы Eagles – 5 недель
- «Frampton Comes Alive!» – 10 недeль
- «Wings at the Speed of Sound» – всего 7 недель
- «Presence» от Led Zeppelin – 2 недели
- Rolling Stones, «Black and Blue» – 4 недели
- «Breezin'» Джорджа Бенсона – 2 недели
- Одноимённый альбом Fleetwood Mac – 1 неделя
- Стиви Уандер, «Songs in the Key of Life» – 11 недель (3 недели в 1977 году)
Почти все эти альбомы считаются классикой поп-музыки. Кстати, в 1977 году номеров 1 было всего 7, флитвудмэковский «Rumours» проторчал на вершине 29 (!!!) недель + 2 недели в 1978 году. А дебют The Beatles в 1963 году возглавлял хит-парад Великобритании 30 недель и уступил их второму альбому!!!
Ну что, ещё посмотрим? Пожалуйста, 1984 год:
Всего пять!!! Тоже великие альбомы.
- «Thriller» Майкла Джексона – 15 недель (22 недели в 1983 году)
- Саундтрек к фильму «Свободные» – 10 недель
- Huey Lewis and the News, «Sports» – 1 неделя
- Брюс Спрингстин, «Born in the USA» – 4 недели (3 недели в 1985 году)
- Prince and the Revolution, «Purple Rain» – 22 недели (2 недели в 1985 году)
Начиная с 1986 года, количество артистов, занявших 1-ое место «Биллборда», начало постепенно увеличиваться, а количество недель на вершине снижаться. Если в 1990-е было достаточно много больших альбомов, то в 2000-е их можно на пальцах пересчитать. В первую очередь выделим второй альбом Адель, который в 2011-2012 годах проторчал в топе 23 недели.
Одним из последних годов, породивший монстров, можно назвать 1991 год:
- Vanilla Ice, «To the Extreme» – 8 недель (8 недель в 1990 году)
- Дебют Мэрайи Кэри – 11 недель
- REM, «Out of Time» – 2 недели
- Майкл Болтон, «Time, Love & Tenderness» – 1 неделя
- «Spellbound» Полы Абдул – 2 недели
- NWA, «Niggaz4Life» – 1 неделя
- Skid Row, «Slave to the Grind» – 1 неделя
- Van Halen, «F.U.C.K» – 3 недели
- Натали Коул, «Unforgettable… with Love» – 5 недель
- «Черный альбом» Металлики – 4 недели
- Гарт Брукс, «Ropin’ the Wind» – 8 недель (10 недель в 1992 году)
- U2, «Achtung Baby» – 1 неделя
- Майкл Джексон, «Dangerous» – 3 недели (1 неделя в 1992 году)
Вот список номеров 1 за 2010 год:
- «I Dreamed a Dream» – Susan Boyle
- «Animal» – Kesha
- «Contra» – Vampire Weekend
- «Hope for Haiti Now» – Various Artists
- «Need You Now» – Lady Antebellum
- «Soldier of Love» – Sade
- «Battle of the Sexes» – Ludacris
- «My World 2.0» – Justin Bieber
- «Raymond v. Raymond» – Usher
- «Glee: The Music, The Power of Madonna» – Glee Cast
- «The Adventures of Bobby Ray» – B.o.B
- «The Oracle» – Godsmack
- «To the Sea» – Jack Johnson
- «Thank Me Later» – Drake
- «Recovery» – Eminem
- «Nightmare» – Avenged Sevenfold
- «The Suburbs» – Arcade Fire
- «Teenage Dream» – Katy Perry
- «Asylum» – Disturbed
- «Kaleidoscope Heart» – Sara Bareilles
- «A Thousand Suns» – Linkin Park
- «You Get What You Give» – Zac Brown Band
- «Hemingway’s Whiskey» – Kenny Chesney
- «Bullets in the Gun» – Toby Keith
- «I Am Not a Human Being» – Lil Wayne
- «The Incredible Machine» – Sugarland
- «Speak Now» – Taylor Swift
- «The Gift» – Susan Boyle
- «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» – Kanye West
29 альбомов на 52 недели, в среднем больше 2 недель никто не держится. Есть среди них великие альбомы?
Наконец, 2019 год.
- «I Am > I Was» – 21 Savage
- «Hoodie SZN – A Boogie wit da Hoodie
- «Future Hndrxx Presents: The Wizrd – Future
- «DNA» – Backstreet Boys
- «Hoodie SZN» – A Boogie wit da Hoodie
- «Thank U, Next» – Ariana Grande
- «A Star Is Born» – Lady Gaga and Bradley Cooper
- «Wasteland, Baby!» – Hozier
- «Death Race for Love» – Juice Wrld
- «Bad Habits» – Nav
- «Free Spirit» – Khalid
- «Map of the Soul: Persona» – BTS
- «Hurts 2B Human» – Pink
- «Father of the Bride» – Vampire Weekend
- «Confessions of a Dangerous Mind» – Logic
- «Igor» – Tyler, the Creator
- «When We All Fall Asleep, Where Do We Go? dagger» – Billie Eilish
- «Center Point Road» – Thomas Rhett
- «Happiness Begins» – Jonas Brothers
- «Madame X» – Madonna
- «Help Us Stranger» – The Raconteurs
- «Indigo» – Chris Brown
- «Revenge of the Dreamers III» – Dreamville and J. Cole
- «No.6 Collaborations Project» – Ed Sheeran
- «The Search» – NF
- «Care Package» – Drake
- «We Are Not Your Kind» – Slipknot
- «So Much Fun» – Young Thug
- «Lover» – Taylor Swift
- «Fear Inoculum» – Tool
- «Kirk» – DaBaby
- «SuperM – The 1st Mini Album» – SuperM
- «AI YoungBoy 2» – YoungBoy Never Broke Again
- «Jesus Is King» – Kanye West
- «Hollywood’s Bleeding» – Post Malone
- «What You See Is What You Get» – Luke Combs
- «Courage» – Celine Dion
- «A Love Letter to You 4» – Trippie Redd
- «Frozen II» – Soundtrack
- «Please Excuse Me for Being Antisocial» – Roddy Ricch
- «Fine Line» – Harry Styles
Ситуация ещё хуже, чем в 2010 году. Альбомы быстро привлекают внимание и быстро забываются.
Напоследок ещё одно замечание: за последние 20 лет сильно изменился стилистический состав хит-парада. Раньше в Топ-10 и тем более на 1 место попадали рок-н-ролльные группы, кантри-музыканты, поп- и соул-артисты. За последние 10-15 лет в чартах правят бал хип-хоп и бойз-бэнды.
Если в прошлом в «Биллборд» могли попасть и неамериканцы, то сегодня это редкость, несмотря на глобализацию. Где-то в середине 1990-х годов американский музыкальный рынок закрылся для иностранных исполнителей, кроме проверенных ветеранов. Даже англичане нечасто могли пробиться в США. Такая протекционистская политика крупных игроков американского шоу-биза ни к чему хорошему не привела. Американцы и без этого не страдают от любознательности, и отсутствие классных зарубежных музыкантов на рынке Штатов только усугубило их культурную зашоренность.
Итак, вернёмся к основному вопросу этого поста? Кто они, великие альбомы 2000-х и 2010-х? Что останется в истории музыки?
Читайте другие мои обзоры.