Стив Возняк, интервью 1979 года – часть 1

В первой части даю интервью, которое Стив Возняк дал в апрельском номере журнала Practical Computing.

Стив Возняк, интервью для журнала Practical Computing, апрель 1979 года.

Робин Брэдбир несколько недель назад встречался со Стивом Возняком, изобретателем компьютера Apple. Сегодня Apple – одна из историй успеха микрокомпьютерного бизнеса. Apple богата и независима, она пользуется чрезвычайным спросом. Довольно приятное положение для компании.

Два года назад Apple представляла собой двух парней с идеей в гараже. Если вы хотите настроиться на коммерческий успех в мире домашних компьютеров, читайте дальше. Интервью состоит из двух частей. Начнем с истории Стива о рождении Apple. В следующей части рассматриваются вопросы касательно идей, разработки, тенденций и мнений.

Стив Возняк: Задолго до начала Apple я работал в компании Hewlett-Packard, где проектировал калькуляторы. Примерно в это же время, в 1974 году, я заинтересовался видеоиграми. Atari и другие компании начали ставить свои видеоигры в кафе, барах, ресторанах и других подобных местах. И я решил попытаться создать собственную версию – я был одним из тех парней, у которых разработка всегда была нечто вроде хобби. Это привело к парочке других проектов: шахматные дисплеи и тому подобное.

Что, разумеется, привело к видеотерминалам, для создания которого не нужно изучать много нового материала, особенно после того, как ты построил шахматный дисплей. Я просмотрел справочники и нашел нужные сдвиговые регистры. Моя фишка – конструирование малых плотных схем, это помогает решить многие проблемы в дальнейшем, придерживаясь единой логики. Я был в состоянии сконструировать и построить очень простой видеотерминал.

Начало терминала

Конечно, всё это происходило, когда я ещё работал в HP – но только не для них. Примерно в это время был представлен компьютер Altair. Я почти закончил видеотерминал, и один друг заметил, что некоторые люди собирались создать местный клуб по интересу.
О микропроцессорах я и понятия не имел, о видеотерминалах кое-что знал. Однако, я стал одним из основателей клуба, который состоял поначалу из 40 человек, сидевших в гараже, а в это время на улице шёл проливной дождь.
Steve Wozniak - Computing History, Стив Возняк

 

Работа над чипами

Мы обсуждали микропроцессоры – у какого есть какие функции. Честно говоря, я просто не понимал, что происходит – я никогда не разбирался в этом мире; всё, что я делал, это работал над чипом для калькуляторов, совершенно другом типе микропроцессоров. Мне казалось, что это мелочь, но я сходил на несколько встреч и стал понимать, что происходит.

Потом я услышал, что Чак Педдл (MOS Technologies) собирался продавать микрочипы на выставке электроники в розницу за 20 долларов. В лаборатории HP только двое из нас по-настоящему заинтересовались в такого рода вещах, и мы отправились туда, чтобы купить себе несколько микропроцессоров.

В то время единственный микропроцессор, с которым я имел дело, был 6800. На самом деле, на бумаге я разработал полную систему, основанную на 6800, но Чак продавал 6502.
Когда мы просмотрели инструкцию, выяснили все его возможности, остался вопрос – что же делать с компьютером?

Я осознал, что язык Бейсик становился более и более популярным, поэтому я постарался написать компилятор Бейсика с собственными наработками. Друг написал программу на Алголе, которая работала на HP2000 Мини и симулировала чип 6502, так что я смог написать основы компилятора Бейсика, в конечном итоге ставшего нашим Integer Basic.

Как заставить его работать

Следующий шаг заключался в разработке системы. На моём столе лежал видеотерминал, так что я вставил в него микропроцессор с достаточным количеством схем, чтобы они работали как система. Я связал его с ОЗУ, поставил управляющую программу, записанную в ПЗУ, и подключил к питанию. Устройство начало взаимодействовать с клавиатурой, и я мог заходить в различные ячейки памяти. Очень простая система первого уровня.

Оставалась ещё пара ошибок. Например, я забыл очистить десятичной режим 6502, это все делают при первом запуске. Я взял свой компилятор, работавший на симуляторе, загрузил и установил его в оперативную память.

Теперь, когда у меня была система, я должен был создать программное обеспечение. Поэтому пришлось изучать Бейсик дальше. Это происходило в первые недели встреч клуба, и я хотел представить последние разработки.

Я хорошо научился набирать шестнадцатеричный код, у меня не было пособий для разработчика, ни магнитофона, ни дискет, ни ассемблера, весь код написан на бумаге от руки.

Apple I Microcomputer | National Museum of American History
Рисунок 1: Ранняя реклама микрокомпьютера Apple I.

History of Apple: The story of Steve Jobs and the company he founded - Macworld UK
Двое пацанов, несколько плат и гараж…

Я прошёл pass 1, прошёл pass 2, связывающий загрузчик и текстовый редактор. Я стал очень хорошо создавать операционный код в голове и перекладывать его на бумагу. Тогда я заболел астмой. Это даже помогло мне развить идеи, поскольку я не мог заснуть: я вскакивал в середине ночи и работал.

Друг, о котором я упоминал ранее, тоже строил свою систему. Моя идея состояла в системе с одной платой. Он пошел по более традиционному маршруту, исповедуемому большинством, на основе слотов и с шинной организацией – процессор был лишь одной из плат, память являлась другой платой.

Я всё еще делал вручную макеты плат. Затем мой друг Стив Джобс сказал, почему бы нам не сделать несколько таких плат и не продавать их? Наша первоначальная идея заключалась в создании около 50 пустых плат, чтобы принести их в клуб, поднять над головой и спросить: «Не желает ли кто-нибудь приобрести одну из этих плат?»

Первый большой заказ

Я продал свой калькулятор HP, а Стив продал свой фургон, и мы использовали деньги, чтобы нанять дизайнера электронных плат. Пока мы думали о производстве первых плат, Стив получил звонок с заказом на 25000 долларов за 50 компьютеров, полностью укомплектованных. Мы планировали продать пустые платы, но это были заказы на платы, полностью оснащённые чипами.

Заказ поступил от местного магазина Byte. Организовав правильно кредит, мы смогли получить все компоненты, необходимые для создания платы.

Далее мы продали платы точно в день, на который был сделан заказ, и смогли заплатить нашим кредиторам. Это была очень аккуратная операция. Мы смогли провернуть сделку очень быстро, менее, чем за месяц и вошли в бизнес, буквально сидя в гараже.

Компанию решили назвать Apple. Стив работал в месте, называемом «Яблоневый сад», или что-то подобное, в штате Орегон. Это действительно отличное имя – одно из тех имен, которые попадают в точку.

Мы сидели в гараже год, и мы не производили слишком много компьютеров – около 200, но наше имя двинуло продажи, и мы дали рекламу в национальных журналах.

Apple II Rev 3: Clone or prototype? – VintageComputer.ca
Полуразобранный Apple-II; отметьте аккуратный дизайн печатной платы, отражающий квалификацию Возняка в области дизайна.

Быстрое развитие

Конечно, всё это происходило на стороне, я продолжал работать в HP. Получив формальную юридическую свободу, я ушёл из HP, что позволило мне заниматься собственными вещами. Магазины возникали по всей стране, как грибы, и Apple совершенно отличался от конкурентов. Он не был полностью готовым продуктом, как Apple 2 – обычная плата с микропроцессором, 8 Кб памяти и видеотерминалом.

Я думаю, что мы были первыми, кто использовал 4 Кб динамического ОЗУ, которые вышли в то время, поэтому Apple I использовал намного меньше энергии и стоил гораздо дешевле. Когда Apple I начал производить впечатление, нам понадобился кассетный интерфейс. Это был наш второй продукт, который получился очень быстро. Сегодня мы бы не смогли сделать его такими темпами – тогда это заняло около месяца.

На дворе стоял март 1976 года, когда мы сформировали партнёрство и начали продавать компьютеры. В июне я приступил к Apple II, который был задуман делать всё то, что мог Apple, только лучше. Я также очень интересовался цветным видео.

Оказалась практически невозможным разработать для Apple I простую схему для цвета, поэтому я решил начать с совершенно новой системы, и на самом деле всё оказалось проще. До сих пор системы строились как единые автономные системы.

Я разработал игру для Atari под названием Breakout и написал ещё один вариант с графическими командами.

Один день, чтобы написать, один день для отладки, две недели для доработки. Я не мог поверить, как легко писать на Бейсике по сравнению с ассемблером. Мы привезли систему в Атлантик-Сити в сентябре, на первую для нас ярмарку компьютеров, PC-76.

«Прекрасный»

Мы узнали о телевизионном проекторе Adventa и подумали, что будет неплохо, если посмотреть, что выйдет с Apple II на цветном проекторе. Мы подключили Apple II к проектору, выдали картинку на экран и получилось невероятно красиво.

Парень из будки сказал: «Я хочу такой». Помните, это был по-прежнему вручную созданный проводной макет. Мы кое-что поняли. Окруженный фантастическим видео- и компьютерным оборудованием, этот парень захотел нашу систему.

Дела шли очень хорошо. Мы пришли к высокому разрешению графики, на подходе были 16 Кб памяти. На самом деле мы начали использовать 16 Кб на Apple I. Я думаю, мы могли бы быть первыми, кто продавал 16 Кб памяти для компьютера в качестве дополнения к Apple I.

Apple II - Wikipedia
Apple-II в его пластиковый корпус – первые в отрасли в то время!

Более естественный

Apple II был, вероятно, первым маленьким компьютером, использовавший 16 Кб памяти. Мы были в курсе новых технологий оперативной памяти, и поскольку мы были теми, кто использовал эту технологию, оказалось, что это приносит прибыль.

Окончательный дизайн платы для Apple II был сделан примерно в ноябре 1976 года. Продукт сформировался в апреле 1977 года. У нас не было спроектированного корпуса. Карл Хелмерс из журнала «Байт» заинтересовался нами. Ему очень хотелось иметь небольшой компьютер, который можно взять домой и подключить, как часть Hi-Fi оборудования.

Прямые линии

Мы взяли нарисованный от руки проект и оцифровали его для компьютера. Линии вышли абсолютно прямыми и плата выглядела намного лучше.

Между тем, гараж заполнялся стеллажами и испытательным оборудованием, не было никакой возможности производить Apple II в подобных условиях. Не хватало людей. Мы могли бы пойти ко дну, потому что спрос мог просто не возникнуть.

Начали выходить новости о продукте. Например, я собирался в Лос-Анджелес, чтобы продемонстрировать Apple II одной группе, и забыл трансформаторы или что-то вроде этого. Всё, что я имел – это компьютер.

Я продемонстрировал Apple II еще в форме макета, но около десятка человек присутствовало на этом совещании, и восемь из них заказали Apple II.

Мы знали, что у нас восхитительный продукт и понимали, что могли бы его продать, поэтому начали искать других людей.

Стив встретил парня, который теперь наш менеджер по маркетингу, он работал в корпорации Intel. Затем мы наняли другого парня, друга менеджера по маркетингу, и он стал президентом. Он управлял подразделением NationalSemi, там на нём лежала огромная ответственность. Его задачей было следить за долларами и центами.

Он всё еще наш президент. Что касается меня, я продолжал работать в HP до первого квартала 1977 года. Мы наняли ещё двух инженеров, в том числе парня из Atari, с превосходным аналогичным образованием. До сих пор мы нанимаем около 10 человек в неделю. В настоящее время у нас около 110 сотрудников, у нас много контрактов со внештатниками, т.е. сейчас людей, работающих на Apple, около 200, занятых полный рабочий день, если учитывать другие компании.

Более естественный

Мы начали медленно, и это правильно. Пресса о нас хорошо отзывалась. Мы нашли хорошее рекламное агентство – это одна из первых вещей, которые мы сделали, — и дела пошли.
Apple стали признавать, он был более естественным и уже не считался совершенно новым продуктом – помните, что в то время много компаний выходило на рынок с действительно аккуратной на вид продукцией, которую хорошо разрекламировали в пяти номерах журнала, а затем куда-то исчезали.

Итак, мы наконец добрались до того места, где движущая сила сама потащит нас дальше. Мы знали, что выживем, если что-то очень радикальное не произойдёт.

Читайте часть 2.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments